10 самых распространенных клише фильмов ужасов

ХРУПКАЯ ЖЕНЩИНА ОДНА В СТАРОМ ТЕМНОМ ДОМЕ
Она — скорее всего, шикарная блондинка, не блещущая интеллектом. Она кричит что-то вроде «Кто здесь?», «Это ты, Джо?» и бродит по темным комнатам. Отличные примеры — Типпи Хедрен в «Птицах» и Джейми Ли Кертис в «Хэллоуине». Этот прием был так удачно высмеян в «Крике», что повторить его снова всерьез вряд ли удастся. Хотя попробовать можно.
«А ДАВАЙТЕ РАЗДЕЛИМСЯ!»
Герои знают, что монстр где-то рядом, но вдруг кто-то говорит: «Давайте разделимся, а потом встретимся здесь же!» Почему все считают, что это хорошая мысль?
ИГРА C ТЕМНЫМИ CИЛАМИ, КОТОРАЯ НЕ ДОВОДИТ ДО ДОБРА
Один из героев говорит: «Давай поиграем с бабушкиной доской для спиритических сеансов». Следующее, что мы видим, — озверевший призрак бабушки, летающий по комнате. Много подобных сцен было в телесериалах типа «Зачарованные» и «Баффи — истребительница вампиров».
ГЕРОИ БЕГАЮТ ПО ЛЕСУ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ЗЛО
Люди носятся между деревьями с криками «Малдер, где ты?» и размахивая фонариками. Все это видели в «Ведьме из Блэр». Наиболее экстремально идея была воплощена в фильме «Черная дыра», где у героев не было ни малейшей надежды на последующий рассвет. Конечно, есть вариант заставить героев бегать по лесу при свете, но это мы уже тоже видели, в «Хищнике».
ЛЮБОВЬ МОНСТРА И ПРЕКРАСНОЙ ЖЕНЩИНЫ
Монстр умирает бесславной смертью, и кто-то говорит, что зверя убила красота. В кино мы впервые увидели нечто подобное в 1933 году в «Кинг-Конге». Позже вариации на тему появились в телесериале «Красавица и чудовище» и диснеевском фильме с тем же названием.
ТОЛПА ДЕРЕВЕНСКИХ ЖИТЕЛЕЙ, ГОТОВЫХ УБИТЬ ГЕРОЯ
Озверевшая толпа грозно движется, крича и размахивая факелами. Иногда у них есть главарь (например, старушка, у которой убили внука), но может обходиться и без него. Герою эту толпу нужно успокоить. Прекрасный пример — сцена из «Молодого Франкенштейна».
РЕБЕНОК, ЧЬЯ МАМА ЕМУ УЖЕ НЕ МАМА
Малыш говорит: «Это не моя мама». Доктор самодовольно отвечает: «Тебе так только кажется, малыш». Фильмы про паранойю были одним из главных трендов 1950-х и получили новую жизнь в «Похитителях тел», «Захватчиках с Марса» и сериале «Темные небеса». Эта серьезная тема нуждается в новой трактовке.
РАНО РАДОВАТЬСЯ, ЗЛО НЕ ДОБИТО
Монстр побежден, победитель возвращается к спасшимся — но тут зверь оживает и растерзывает героя на куски. К счастью, как правило, не главного.
ЭКСПЕРИМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОШЕЛ НЕ ТАК
Ученые говорят: «Мораль — для обывателей» или «Цель оправдывает средства» — и тут их собственное творение набрасывается на них. Вспомните фильмы про доктора Франкенштейна или доктора Джекила и мистера Хайда. Один из недавних примеров — Бо Бриджес в «Песчаных королях».
СВЯЩЕННИК, ПОТЕРЯВШИЙ ВЕРУ
Есть два варианта. Либо очередное порождение ада заявляет: «Твой Бог мне не указ», а потом зверски убивает священника. Либо священник вступается за веру и побеждает порождение ада. Пара примеров — «Салемские вампиры» Стивена Кинга и «Туман» Джона Карпентера.

Нерожденный